Тайны мозга озадачивают науку
«В лабораториях по разработке искусственного интеллекта приобретает форму новый, смелый род сверхтолковых компьютеров», — сообщает журнал High Technology. Речь идет об «экспертных» системах второго поколения, которые — подобно их двойникам первого поколения — будут накапливать в своем банке данных специализированные знания человеческих экспертов на машинном языке. Помимо того, эти новые системы будут обладать определенными способностями для решения задач, которых старые модели еще не имели. Но будут ли они уметь мыслить?
Уже с середины 1950-х гг., когда работа над искусственным интеллектом сформировалась как точно определенная отрасль вычислительной техники, специалисты по ЭВМ мечтают соорудить компьютер, который может мыслить. Но пока их мечта не осуществилась. «У нас нет программ, которые были бы действительно креативными или изобретательными или могли бы охватить сложность процесса мышления человека», — признает Роджер Ч. Шанк заведующий Проектом искусственного интеллекта при Иельском университете. Продолжающиеся уже более 25 лет исследования журнал Psychology Today резюмирует так: «Всякий младенец в состоянии сделать три вещи, к которым пока не способен ни один компьютер: узнать лицо, понять естественный язык и ходить на двух ногах».
Компьютеры просто отстают от способностей человеческого разума. Почему? Во-первых, наиболее продвинутая микросхема ЭВМ рудиментарна по сравнению с разветвленными соединениями приблизительно 100 миллиардов (100 000 000 000) нейронов — нервных клеток, вмещающихся в нормальном человеческом мозгу. Согласно одной теории, поисковая система мозга основывается на сети соединений. «Эта густая сеть соединений в человеческой памяти относится к самым основным различиям между людьми и машинами. Способность мозга отыскивать информацию одновременно по миллионам нейронов кажется, несомненно, жуткой». Во-вторых, «мозг проводит миллионы или миллиарды нейронных калькуляции одновременно и параллельно; теперешнее поколение наших последовательных компьютеров, выполняющих один шаг за другим, остается далеко позади», как это говорится в журнале Science.
Конечно, некоторые компьютеры в состоянии производить сложные математические расчеты за небольшую долю времени, которое понадобилось бы способнейшему математику. Передовые компьютеры даже побеждают почти всех людей в шахматы. Но такие машины имеют значительные ограничения. «Компьютер, который запрограммирован шахматными принципами, может быть, в состоянии нанести поражение хорошему шахматисту, — отмечается в недавней статье журнала The New York Times Magazine, — но измени лишь немного правила,... и машина зайдет в тупик, тогда как игроку-человеку удастся справиться».
Чем объяснить это преимущество человека? Мы, люди, размышляем и проводим аналогии.
Мы смотрим на задачу с многих разных сторон и отделяем важные данные от незначительной информации. Кроме того, нам нетрудно обращаться с языковыми понятиями или учиться на опыте. Одним словом, мы владеем «здравым смыслом». Разочарование, испытываемое при попытке сделать копию этого «здравого смысла», внушило ученым, как говорится в Science, «некоторую смиренность, признание, что самое обыкновенное человеческое действие бывает чрезвычайно сложным и что компьютер (или человек) должен очень много знать, прежде чем он вообще может что-нибудь сделать».
Ученые признают, что в близком будущем не будет больших побед в разработке искусственного интеллекта, несмотря на увеличенные способности будущих систем ЭВМ. Проблема состоит отчасти в том, что мы просто не понимаем достаточно хорошо процесса нашего собственного мышления, чтобы создать от него модель.
Мы говорим «ага!», когда в голову приходит хорошая мысль. Но как мы получили эту мысль, остается тайной.
Комментариев нет:
Отправить комментарий