«ПРИДИТЕ завтра, — предложила будущая работодательница, — я уверена, что мы сможем устроить Вас на работу». Ивонна повесила трубку в полной уверенности, что получит место. Канцелярная работа была бы для нее приятной переменой после работы в различных домашних хозяйствах, после того как она бросила колледж.
Прибыв на следующий день на новое место, Ивонна встретила ту женщину, с которой она говорила по телефону, и представилась. Но когда эта женщина вновь услышала «странную» фамилию Ивонны и увидела девушку с ее очевидно восточными чертами лица, она оторопела. «Она нервно что-то бормотала, — вспоминает Ивонна, — и, в конце концов, сообщила мне, что место не свободно». Но Ивонна знала, почему ей пришлось заново просматривать в газетах предложения работы: из-за расовых предрассудков.
Чья проблема?
Понятно, что разговор о предрассудках вызывает в большинстве из нас неловкое чувство. Есть не много тем, которые настолько спорны и чреваты эмоциями, как именно эта. Все же ее нельзя игнорировать или отделываться от нее, пожимая плечами, будто бы это лишь чужая проблема. Почти все области человеческих отношений заражены пристрастием. Из-за древнего мифа о превосходстве мужчин над женщинами многие женщины приговорены к низкой заработной плате и к весьма небольшим возможностям получить место на рынке труда. В Ирландии религиозные предрассудки разжигают насилие. Канадцы, говорящие по-французски, сталкиваются с земляками, говорящими по-английски. В Индии, несмотря на то, что кастовая система объявлена вне закона, индусы, принадлежащие к кастам, не хотят ходить по одной стороне улицы вместе с «неприкасаемыми». Встречающиеся в Европе различия в социальном отношении, основанные на богатстве и традиционном престиже, стравливают высшие классы на людей незнатного происхождения. Даже в таких странах, как Бразилия, где черные и белые свободно общаются друг с другом, наблюдается скрытая расовая враждебность.
Из-за того, что люди чрезмерно гордятся своей культурой, воздвигаются барьеры даже между членами одной и той же расы, как показывает случай с Калу и Дупе. Хотя они оба и коренные нигерианцы, но мать Дупе (из племени йоруба) запретила своей дочери выходить замуж за кого-нибудь из племени игбо. Отец Калу, в свою очередь, отклонил Дупе словами: «Если ты женишься на девушке из йоруба, то ты — не мой сын».
Итак, предрассудки не ограничиваются одними расовыми вопросами или конфликтом между черными и белыми. Они, видно, являются всеобщей реакцией на иной язык, иную культуру и иной социальный уровень. И все равно, проявляются ли они в насилии или кипят скрыто, предрассудки влекут за собой горькие последствия: нищету, беспокойство, потерю человеческого достоинства у жертв и чувство виновности и угрызения совести у большинства людей с предрассудками. Где существуют предрассудки, там господствует климат страха, неуверенности и тревоги. Из-за расовой напряженности члены той или иной расы бывают нежелательными в целых областях. Ненужное недоверие и недоразумения препятствуют возникновению дружб.
Поэтому предрассудки в самом деле являются «проблемой каждого». Но как создаются предрассудки? Почему рушатся человеческие попытки искоренить их? Чтобы ознакомиться с этими вопросами, сосредоточимся на широко распространенном виде пристрастия: на расовых предрассудках.
Важную и интересную тему вы подняли. Я не очень верю в чувство виновности у людей с предрассудками, но считаю их тоже жертвами предрассудков. Ведь это мощный механизм, создающий препятствия на пути к развитию, к адекватному восприятию мира и своего места в нем. (Ольга, я не могу создать второй блог, напомните, пожалуйста, как это делается)
ОтветитьУдалить