вторник, 15 января 2013 г.

Музейнный Берлин

Мой музейный Берлин. Часть 1 Ушедший год выдался богатым на путешествия. Я побывала в городах о которых давно мечтала и в новых интересных местах, о которых только услышала впервые. Но самое главное в каждой из этих поездок я осуществила какое-то своё давнее желание. Я очень благодарна тем, кто мне в этом помог.
 
Этой осенью дорога привела меня в Берлин. Из всех городов, которые я мечтала когда-нибудь посмотреть, Берлин занимал не самое главное место. Правду говоря, в отличии от Кёльна, Аахена или Дрездена, о Берлине я совсем не мечтала, но, как всегда, зачинщиком путешествия явился муж.
Рассудив, что в Дрезден мы и так можем махнуть, всего-то час автобусом, а в Кёльн далеко и дорого, мы всё же решили съездить на уикенд в Берлин. Я отнеслась к затее без энтузиазма. Дороговато, времени особо нет, да и устала я порядком от летних переездов. Но, как всегда, меня уговорили.
 
На меня была возложена ответственная миссия подготовки культурной программы этой поездки. Гостиницу выбрал муж, на его же совести были и билеты, а вот всё остальное: маршруты, карты, планы, достопримечательности - это на мне. В Берлине у нас в распоряжении было полтора дня. За это время увидеть всё, что хотелось, было просто физически невозможно и передо мной стояла сложнейшая задача ограничить знакомство с городом наиболее интересными местами, ещё, желательно, находящимися в зоне пешей досягаемости одно от другого.
 
Проучившись в художественном вузе пять лет и закончив аспирантуру, я, к своему стыду и позору, совершенно забыла о существовании в Берлине таких прекрасных мест как Старый музей, Пергамон, Новый музей, музей Боде, Далем-центр и ещё огромного количества интереснейших и знаменитейших музеев мира.
 
Это была наша цель. Я не могла упустить такой случай. Променять бюст Нефертити, ворота Иштар, античные статуи и римские фрески на Бранденбургские ворота, Рейхстаг и улицу модных бутиков Kurfürstendamm, как предлагают, в большинстве своём, туристические сайты?! Ни за что! Кто за чем в Берлин, а мы по музеям.
 
В день приезда у нас оставалось свободных полдня, в которые было решено посетить музейный центр Берлин-Далем, по нашим расчётам самый маленький из запланированных. Это один из старейших этнологических музеев мира, включающий в себя массу выставок, посвящённых в основном культурам Америки, Азии и Океании.
 
Музей очаровал нас. Надо ли говорить, что всю его экспозицию мы так и не успели посмотреть? Более миллиона экспонатов: от терракотовых сосудов-статуэток доиспанской Америки, золота инков и ритуальных масок до моделей кораблей и жилищ в натуральную величину.




 
Первый зал, куда мы попали, был посвящён керамике древних племён, населявших Южную Америку за 5-10 веков до прихода конкистадоров. Удивительные по своей красоте и загадочности вещи. Увы, я настолько мало знаю об этих культурах, что большинство увиденного, вероятно, навсегда останется для меня загадкой.
 
Первое что бросилось в глаза - ритуальные сосуды. При виде керамики культур Рикуай, Тиванаку, Лима, Уари почему-то возникли стойкие ассоциации с более родной и близкой трипольской культурой.




 
Глиняные модели жилищ, почти прямая аналогия с трипольскими находками.


 
Для сравнения домик из Триполья.

 
Сосуды, изображающие разных божеств и ритуальные действа, порой весьма кровавые.







 
Сосуды с эротическими сценами, предполагаю, тоже ритуальными.



 
В европейском сознании об искусстве индейских культур сложилось представление, как о декоративно-орнаментальном, почти примитивном, с упрощёнными геометризированными формами, которым чужд реализм. Я тоже так думала, до того дня когда увидела эту керамику. С такой великолепной передачей движений, мимики и жестов в миниатюре могут, пожалуй, сравниться только японские нэцкэ.



 
Невероятные по своей красоте и эмоциональности сосуды-портреты.


 
Сосуды в виде различных животных, как настоящих, так и мифических.






 
По-своему очаровательна и расписная керамика более простых форм.




 
И вот, наконец-то оно, легендарное золото инков. Вернее только крохотная часть полумифических богатств.





 
Каменная скульптура и резьба по кости северных племён.




 
Собственно дальше началась прогулка по североамериканскому континенту уже ближе к нашей современности. Предметы быта, одежды, ритуального снаряжения индейских племён рубежа 19-20 веков.
Знаменитая трубка мира.

 
Ритуально-подарочные корзинки, служили как для подношения даров богам, так и для обмена подарками между людьми.



 
Великолепный плетёный воротник. Опять же аналогии: практически один в один западноукраинская крыза, разве что цветовая гамма отличается.

 
Бисер меня всё-таки настиг, при чём там, где я этого меньше всего ожидала.




 
На исходе четвёртого часа нашей экскурсии по музею я сдалась. Фотографировать не было сил уже где-то два зала назад, а впереди был ещё один выставочный этаж. Увы, а может быть к счастью, музей закрывался. Ну что ж, первый день в Берлине прошёл познавательно и плодотворно, а следующий обещал быть ещё интереснее.



Iuliia

4 комментария:

  1. Оля, спасибо за такое увлекательное путешествие.

    ОтветитьУдалить
  2. Оля, как гиду-экскурсоводу - пять баллов! Благодарю!
    Мне тоже довелось побывать в Берлине, в начале 90-ых. Но это совсем другая история выживания...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! За тёплые слова. Напишите свою историю выживания, наверно есть чему поучиться нам.

      Удалить