воскресенье, 3 июня 2012 г.

Век «немого» кино

Иллюзионист и директор одного из парижских театров Жорж Мельес был покорен увиденным. Он попросил продать ему синематограф. В ответ он, вероятно, услышал: «Нет, наш синематограф не продается. И будьте благодарны, молодой человек,— у этого изобретения нет будущего». Однако Мельес не сдался: он привез аппарат из Англии и начал снимать фильмы. С помощью спецэффектов и сценариев Мельес превратил кинематограф в искусство. В 1902 году его фильм «Полет на Луну»  приобрел всемирную известность. В местечке Монтрей, в пригороде Парижа, на расположенной там киностудии Мельес снял более 500 фильмов, многие из которых были раскрашены вручную.
К 1910 году 70 процентов фильмов, поступавших на мировой рынок, производились во Франции. Это произошло главным образом потому, что братья Пате, которые задумали сделать кино «театром, газетой и школой будущего», наладили промышленное производство кинофильмов.
В 1919 году Чарли Чаплин, Дуглас Фэрбанкс, Дейвид У. Гриффит и Мэри Пикфорд, задумав потягаться силами с концерном, единолично господствовавшим в сфере производства, создали корпорацию «Юнайтед Артистс». В 1915 году фильм Гриффита «Рождение нации» стал первым голливудским фильмом, завоевавшим огромный успех у публики. Расистское содержание этого в высшей степени противоречивого фильма о гражданской войне в США вызвало волну беспорядков и даже стало причиной гибели нескольких человек. Тем не менее фильм имел колоссальный успех, был показан более 100 миллионам человек и превратился в один из самых кассовых фильмов в истории.
В фильмах, созданных после Первой мировой войны, «Америка познакомилась с ночными и элитными загородными клубами, с кабаками, где нелегально продавался алкоголь, и с царящим там легким поведением». Иностранные фильмы практически полностью исчезли с американских экранов, в то время как американские фильмы составляли от 60 до 90 процентов мирового кинорепертуара. Кино стало средством прославления американского стиля жизни и пропаганды американских товаров. А возникшая в ту пору «система звезд» превратила людей, подобных Рудольфу Валентино, Мэри Пикфорд и Дугласу Фэрбанксу, в живых кумиров.
Звук и цвет
«Как тебе это нравится, мамуля?» Такой фразой, произнесенной актером Элом Джолсоном в фильме «Певец джаза», закончилась в 1927 году золотая пора «немого» кино, и наступила эра звуковых фильмов. Попытки соединить граммофонную запись с изображением делались на самых ранних этапах развития кинематографа, однако идея воплотилась в жизнь только в 20-е годы, когда появились электровакуумные усилители и электроакустическая звукозапись. Но у звука были свои минусы.
Цветными же фильмы стали, когда их начали раскрашивать вручную. Позднее в ход пошли трафареты. Фильмы раскрашивали ручным способом, так как в то время еще не была придумана достаточно надежная технология получения цветного изображения. Было перепробовано много разных способов, пока в 1935 году не появилась система «Техниколор» и метод получения трехцветного изображения. И все же цвет стал считаться главным «козырем» в обеспечении кассовости фильма только в 1939 году — после невероятного успеха кинокартины «Унесенные ветром».
Военная пропаганда
В период экономического кризиса 30-х годов кинематограф считался своеобразным «опиумом для народа». Но чем больше над миром нависала угроза войны, тем чаще кинематограф использовался для воздействия на людей и для пропаганды. Муссолини назвал кино «l’arma più forte», или «самым мощным оружием», а во времена Гитлера кино превратилось в рупор нацизма, направленный прежде всего в сторону молодежи. При помощи таких фильмов, как «Триумф воли» и «Олимпия» («Olympia»), нацистские лидеры весьма успешно превращались в народных кумиров. С помощью фильма «Еврей Зюсс» насаждался антисемитизм. В Великобритании фильм Лоренса Оливье «Генрих V» был предназначен для поднятия боевого духа накануне дня высадки союзных войск в Европе и для подготовки ко всем вытекающим отсюда последствиям.

5 комментариев:

  1. Экспромт шести строк о Немом кино

    Нет, эмоции слова не проявляли,
    предательски их жесты выдавали,
    когда они играли, беззвучно,
    но всё и так все понимали,
    они ведь гениально исполняли,
    свои поставленные роли...

    ОтветитьУдалить
  2. Если ты хочешь изменить свою жизнь в лучшую сторону, или даже может знаешь конкретно чего ты хочешь, то лучше выбирать, то что смотришь по экрану телевизора, монитора!

    ОтветитьУдалить