понедельник, 28 мая 2012 г.

Философские корни даосизма. Китай

На первых порах даосизм был скорее философией, чем религией. Его основателя, Лао-цзы, угнетал хаос и брожение в обществе того времени. Он искал избавление в уходе от мира и слиянии с природой. Об этом мыслителе известно немного. Жил он в VI веке до н. э., хотя и это лишь предположение. Обычно его называли Лао-цзы, что значит «Престарелый мудрец» или «Старец-младенец», поскольку, согласно легендам, мать так долго его вынашивала, что, когда он родился, его волосы уже были седы. Единственный канонический источник сведений о Лао-цзы — «Ши цзи», или «Исторические записки» известного придворного летописца II—I веков до н. э. Сымы Цяня. Он сообщает, что настоящее имя Лао-цзы — Ли Эр. Он был хранителем императорских архивов в городе Лоян, расположенном в центральной части Китая. Но еще более важны следующие сведения о Лао-цзы:
[Лао-цзы] долгое время жил в Чжоу, [но] увидев, что Чжоу приходит в упадок, решил уехать. Когда [он] достиг заставы, линъинь Си сказал: «Вы собираетесь удалиться от мира. Напишите для меня [хоть] что-нибудь!» Тогда Лао-цзы написал книгу в двух частях, более пяти тысяч слов которой говорили о смысле Дао [и] дэ. После этого он ушел, и никто не знает о его дальнейшей судьбе.

Многие исследователи, правда, сомневаются в достоверности этого повествования. Но, так или иначе, у нас есть книга под названием «Дао Дэ цзин» (что обычно переводится как «Книга о дао-пути и благой силе-дэ»), представляющая собой основной священный текст даосизма. Она написана лаконичными, полными загадочного смысла стихами, некоторые строки состоят всего из трех-четырех слов. Со временем смысл многих иероглифов сильно изменился, дав простор для многочисленных толкований.

Несколько слов о «Дао Дэ цзин»

В «Дао Дэ цзин» Лао-цзы пояснил, что такое дао (высший путь естества) и рассмотрел его в применении к каждой сфере человеческой жизни. Чтобы составить представление о «Дао Дэ цзин», ниже приводятся выдержки из современного перевода этой книги, выполненного Е. Торчиновым. Вот что в ней говорится о дао:
Вот Вещь, в Хаос совершившаяся,
прежде Неба и Земли родившаяся! [...]
Тебя можно назвать Матерью Поднебесной.
Я не знаю твоего имени, но, обозначая знаком,
называю тебя Путем-Дао.
Глава 25
Дао-Путь все порождает.
Благая Сила-Дэ все вскармливает.
Вещественность все оформляет.
Сила все доводит до свершения.
Таким образом, среди всего сущего нет ни одного существа, что не почитало бы Дао-Пути и не ценило бы Благой Силы-Дэ.
Глава 51 

 Как понять эти загадочные изречения? По мнению даосов, дао — это некая мистическая космическая сила, управляющая материальной Вселенной. Цель даоса — самоустраниться, отыскать дао и вернуться к природе. Эта идея также отражается во взглядах даосов на поведение человека. Вот как их идеал излагается в «Дао Дэ цзин»:
Не лучше ли ослабить натянутую тетиву,
чем вечно напрягать ее?
И даже если бесконечно точить клинок,
надолго сохранить остроту его, пожалуй, не удастся.
Когда нефритом или золотом наполнен зал,
кто сможет уберечь его от вора?
Когда богатством или знатностью кичатся люди,
не навлекают сами этим ли беду большую?
Богатство, почести и слава сгинут прочь,
истлеет тело — вот небесное Дао, вот Путь!
Глава 9

 Эти несколько отрывков показывают, что даосизм, по крайней мере вначале, был философской школой. Видя несправедливость, страдания, социальные потрясения и тщетность бытия, вызванные жестокой феодальной системой того времени, даосы стали считать, что мира и гармонии можно достичь, вернувшись к укладу жизни древних, который был до того, как цари и вельможи начали властвовать над народом. Идеалом даосов была простая, безыскусственная жизнь в ладу с природой

2 комментария:

  1. Гармония с природой и самим собой -- источник счастья и вдохновения

    ОтветитьУдалить