воскресенье, 15 апреля 2012 г.

Несколько жизней необычного моста(часть1)

Над живописными берегами реки Осым в городе Ловеч (северная часть Болгарии) раскинулся крытый мост. У этой внушительной конструкции, как и у города, которому она служит, богатая история.

Одним из первых, кто обратил внимание на этот мост, был австрийский геолог Ами Буэ, посетивший Ловеч в первой половине XIX века. В своих записках он упомянул «крытый каменный мост с множеством торговых рядов и лавок». Да, этот неповторимый мост связывал две части города и служил рынком! Так он и стал городской достопримечательностью.
В самом начале крытый ловечский мост был не каменным, а деревянным. Он многократно страдал от паводков, и его приходилось перестраивать. Но в 1872 году мост полностью смыло очередное наводнение. Горожане, живущие по разным берегам реки, оказались отрезанными друг от друга.
Кто же мог справиться с грандиозной задачей восстановления? Для проектировки и строительства нового, более прочного моста был приглашен знаменитый болгарский зодчий Никола Фичев.

Этот мастер решил сохранить прежние особенности конструкции и разработал проект крытого моста с небольшими магазинами. В качестве опор для нового моста (длиной 84 метра и шириной 10 метров) он спроектировал овальные устои высотой 5 метров. Эти устои, зауженными сторонами обращенные против течения, имели уникальную особенность: начиная от середины и почти до верха в них были проделаны отверстия, сквозь которые беспрепятственно проходила вода. На эти опоры положили дубовые перекрытия и доски. Оставшуюся часть конструкции, а также 64 магазина по обеим сторонам моста выполнили из бука. Крыша тоже была буковой, обитой листовым железом.

Еще одной интересной особенностью работы Фичева было то, что он решил обойтись без железной арматуры и гвоздей. Для скрепления конструкции он использовал деревянные нагели. Дорогу вымостили булыжником, положив его прямо на деревянный настил, а потом засыпали гравием. Маленькие боковые окна и отверстия на крыше пропускали дневной свет. По вечерам на мосту зажигали газовые фонари. Все вместе — проектирование и строительство — заняло около трех лет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий